Что такое хорошо и что такое плохо
Вместо того чтобы рассматривать картинки в подаренном любящей бабушкой сборнике сказок, трехлетний карапуз вырвал из него добрую половину страниц. Наигравшись вволю, пятилетний озорник категорически отказывается складывать игрушки на место. Не в меру расшалившийся первоклашка никак не садится делать уроки.
Всегда радостными, покладистыми и послушными дети бывают только в кино, а в жизни родителям часто приходится сталкиваться с их капризами, упрямством и непослушанием. Как наиболее конструктивно реагировать на такое поведение - достаточно серьезный вопрос. От того, насколько хорошим учителем, чутким и понимающим воспитателем окажется родитель, во многом будет зависеть благополучие подрастающего человека.
Пожалуй, нет на свете ребенка, который всегда ведет себя идеально. Любой малыш время от времени совершает поступки, которые, по мнению родителей, совершать не следует. И любой родитель сталкивается с необходимостью время от времени наказывать свое чадо. Наказывать - значит давать ребенку понять, что он делает что-то неправильно. И родители с благой целью стараются наказать ребенка сейчас "малым за малое", чтобы потом, во взрослой жизни это помогло ему избежать каких-то серьезных ошибок. Но, к сожалению, так традиционно сложилось в российском менталитете, что наказание у нас всегда носит насильственную окраску. Наказать - значит, отругать, стукнуть, хлопнуть, запретить, поставить условие. И родители порой, забывая о благой цели наказания, просто выплескивают на ребенка свои негативные эмоции. И будь то физическое или психологическое давление, оно никогда не вызовет в ребенке осознания собственной вины, а принесет лишь боль, обиду, унижение, и вызовет встречную агрессию.
Некоторые дети, стараясь защититься, станут спорить с родителями, дерзить в ответ. И, если уж говорить справедливо, такая реакция наиболее конструктивна и эффективна, ведь она помогает и ребенку избавиться от негативных эмоций, и дает возможность родителям осознать и скорректировать свое поведение. Другие дети, стремясь вернуть свою агрессию в окружающий мир, могут начать вымещать ее на тех, кто слабее. А у психологически неустойчивых детей с ослабленной нервной системой возможны проявления аутоагрессии - агрессии, направленной против самих себя. Она нередко выражается в истериках, криках, битье головой об пол. Дети начинают причинять ущерб себе, стараясь таким образом воздействовать на родителей.
Поэтому, чтобы не отождествлять наказание с насилием, мы заменим его понятием "ограничение". Цель идеального ограничения - развить эмпатийные, нравственные качества ребенка: сопереживание, сочувствие, умение сохранять свою личную свободу, не нарушая при этом свободу других людей. Задача родителей с помощью ограничений научить ребенка действовать по образцу, по правилам, по сигналам взрослого человека, чтобы потом, повзрослев, он мог без ущерба для себя действовать по образцу, правилам и сигналам общества. Но ограничение не должно нарушать личную свободу ребенка, ущемлять его достоинство. Если говорить "глобально", то цель ограничения - развитие благополучной личности.
Одна из наиболее интересных на сегодняшний день систем требований к ребенку разработана известным российским психологом, профессором, Юлией Борисовной Гипенрейтер. Она предложила разделить требования, предъявляемые к поведению ребенка на четыре зоны. И по мере того, как взрослеет ребенок, эти зоны постепенно перетекают одна в другую.
Первая зона - зеленая. В нее входит все, что ребенку разрешается делать всегда без контроля взрослого. Это та зона, в которой ребенок распоряжается самостоятельно, сам решает, как ему поступать. Взрослые здесь могут вмешиваться только в том случае, если действия ребенка угрожают его жизни и безопасности. Чем старше становится ребенок, тем шире эта зона. Например, шестимесячный малыш может без контроля взрослого переворачиваться в кроватке, а шестилетний дошколенок может самостоятельно наливать себе воду из графина, чтобы попить, когда ему этого захочется. Эта зона помогает формировать внутреннюю ответственность ребенка, давая ему понять, что нечто важное в жизни зависит от него.
Вторая зона - желтая. Это то, что ребенок может делать самостоятельно, но под контролем взрослого. Эта зона также помогает формировать внутреннюю ответственность ребенка, но здесь взрослый должен оберегать его от возможных опасностей. Например, годовалый малыш самостоятельно учится ходить, но взрослый контролирует, чтобы он не падал и не ударялся.
Третья зона - оранжевая. К ней относятся действия, которые ребенку совершать нельзя, но в порядке исключения они иногда допускаются. Например, в праздничный день ребенку разрешается долго не ложиться спать, но ни в какие другие дни этого делать нельзя, и ребенок должен осознавать, что такая ситуация - исключение.
Четвертая зона правил - красная. В нее входят те действия, которые ребенку совершать нельзя никогда и ни при каких обстоятельствах. Этих правил должно быть немного, иначе они будут обесценены, и соблюдаться они должны неукоснительно. За нарушение этих правил могут применяться очень жесткие санкции - например, четкое ограничение того, что любит делать ребенок.
Перечисленные зоны правил должны быть разработаны и согласованы еще до того, как ребенок научится ходить. Чтобы определить их, родителям, в первую очередь, нужно разобраться в себе, определить, что важно именно для них, с чем они готовы мириться, а что для них совершенно неприемлемо. Иногда родители стремятся соответствовать какой-то системе воспитания, не сознавая, что внутренне она им совершенно не подходит. Ребенок, чувствуя это несоответствие, будет постоянно пробовать, проверять границы дозволенного. Поэтому ориентироваться нужно не на "общепринятую" правильность, а на нормы взаимоотношений внутри самой семьи. И чем раньше и четче будет разработана эта система норм, тем скорее и легче ребенок к ней приспособится.
Вводить ограничения можно с самого раннего возраста. Ведь уже в полугодовалом возрасте малыш может кусать маму за грудь во время кормления, ударять ее по лицу. Если проигнорировать такое поведение сейчас, информация о том, что маме разрешено причинять боль, отложится в сознании ребенка и будет накапливаться по мере его взросления. Конечно, никаких объяснений и внушений в этом возрасте быть не может = у малыша еще не сформирована познавательная и аналитическая функции мышления. Поэтому до трехлетнего возраста правила должны вырабатываться как безусловный рефлекс – как только ребенок совершил недопустимое действие, маме нужно отстраниться и переключить внимание малыша, чтобы не фиксировать в его сознании негативный опыт.
В период кризиса трех лет происходит психологическое отделение ребенка от матери. В этом возрасте у малыша формируется чувство собственного достоинства, поэтому для него очень важно осознавать собственную значимость, устанавливать собственные правила, и зеленая зона должна быть максимально расширена. Но при этом именно в этом возрасте родители должны начинать учить ребенка действовать по предписаниям взрослого человека, поэтому и требования к выполнению правил повышаются. Если ребенок не выполняет установленные требования, родители могут на некоторое время оставить его одного, перестать с ним общаться. Важно, чтобы и взрослые неукоснительно соблюдали эти правила, чтобы ограничение было неизбежным и постоянным. В противном случае ребенку будет сложно подстроиться под двойные стандарты, и он будет постоянно находиться в напряжении и растерянности.
В четыре года наступает пик эмоционального развития. В этот период у ребенка появляются первые страхи ? страх смерти, боли, войны, наказания и т.п. Все эмоционально окрашенные высказывания ребенок воспринимает очень серьезно, поэтому родителям следует быть особенно чуткими и осторожными. В этом возрасте ребенок уже готов принимать решения, его можно ставить перед ситуацией выбора.
В возрасте пяти-шести лет ребенок уже начинает подвергать анализу свое поведение и поведение окружающих, отслеживать причинно-следственные связи. В этот период нужно устанавливать правила, касающиеся не одного дня, а более длительного периода действия - это поможет ребенку подготовиться к школе, научиться принимать правила общества, в котором он окажется.
И в завершение приведем несколько общих принципов, соблюдение которых поможет сделать систему ограничений наиболее эффективной:
*
Наказывать ребенка можно только за конкретный поступок, а не вообще "по совокупности"
*
Никогда не напоминать ребенку ни о его плохом поступке, ни о том, что он был за него наказан, если поступок больше не повторялся
*
Нельзя наказывать ребенка за те проступки, которые он совершил по неумению или непреднамеренно (упал и разорвал себе штаны, помогая пропалывать грядки, выполол морковку и т.д.)
*
Прежде чем наказывать ребенка за проступок, важно понять, чем он был вызван
*
Наказание должно быть безоговорочным и постоянным - если вы за какой-то проступок наказали ребенка, никогда не оставляйте следующий подобный проступок без внимания
*
Ребенок заранее должен знать, за какие поступки он может быть наказан, понимать, что такое хорошо и что такое плохо
*
Уверенность ребенка в том, что наказание (ограничение) справедливо - самое главное условие его положительного и эффективного влияния.
Консультант: Антропова Татьяна Сергеевна, руководитель психологического центра компании "Молодая мама", педагог-психолог первой аттестационной категории
Журнал "Я-Мама"